Главная \ О скульпторе

О скульпторе

Борис Шанаев-2

Обретение правды

В мастерской скульптора Бориса Шанаева не часто, но все же приходилось бывать: однажды он даже подарил мне небольшой изящный гипсовый барельеф c античным сюжетом. После каждого посещения известного мастера на душе становилось светло И легко: Борис Адильгиреевич щедро приобщая меня к миру искусства, высокой духовности. В облике, творчестве, нравственных устоях Б. Шанаева воплотились лучшие традиционные качества осетинской интеллигенции. Широкая образованность, глубокое знание истории, этнографии, фольклора, нартовского эпоса, классической музыки, литературы — gee это лишь внешние рамки. Главное и самое драгоценное в Борисе Шанаеве — твердость духа и удивительное нравственное достоинство Он был скульптор, творец, всегда внушавший мне мысль об основательности человека И его деяний Все в нем — осанка, походка, жесты — выдавало человека несущего, надежного, порядочного.

O нем говорят как о большом художнике, скульпторе, но, пожалуй, еще предстоит понять поэтическую сущность мастера в ее сложной многозначной эволюции к высокой духовности. Именно духовности, ибо любую из своих художественно-образных идей он доводил до законченного психологического совершенства.

Так было с самой ранней поры, еще с тех лет‚ когда учился в Днепропетровском художественном училище, так было и позже и до последнего дня сложной тернистой жизни. Его наследие не осталось c ним Ha скорбной черте между жизнью 14 смертью, a передано нам.

Двадцати двух лет от роду, B 1939 году, Борис Шанаев поступил B художественное училище на второй курс скульптурного отделения. Крестьянская, студенческая жизнь на рабфаке Горского сельскохозяйственного института приучили Бориса Адильгиреевича к серьезному планомерному труду, к самоограничению, которые вместе с замыслами художника создали его характер. Он не искал тогда признания. Он прежде всего искал себя, испытал на себе разные влияния: от Давида Дзантиева до великих мастеров, от Коста Хетагурова до Махарбека Тугансва, но оставался верен себе, своим принципам ё жизни 14 творчестве, исповедуя веру и упорство, труд и честность. Но прежде чем ученик стал мастером, он прошел тяжкий путь испытаний Ha (11”011Tax Великой Отечественной войны, участвовал B обороне Одессы 14 Севастополя, был радистом 14 санитаром. Честно выполняя свой долг, мужественно сражался. Не пощадила его вражеская пуля. Тяжело раненный, он попал B плен, прошел все круги ада фашистского концлагеря. Когда его освободили наступавшие части Красной Армии, он вновь встал B строй. Его и еще несколько человек, знавших немецкий язык, направили снова в Германию на восстановление жизненно важных объектов. Успешно справившись с этим поручением, они вернулись на родину, B город Слуцк. Прослужив еще год, он B 1946 оду бы демобилизован. В 1947 году, успешно сдав экзамены, поступил в Московский институт прикладного 14 декоративного искусства, B мастерскую известного скульптора М. Манизера. Но через год серьезно заболел, врачи определили травматическое заболевание центральной нервной системы (последствие ранения на фронте), 14 OH вынужден был вернуться домой. Работал B художественном фонде формовщиком, одновременно продолжил занятия скульптурой. Однако B 1949 году Б.А. Шанаев был арестован по доносу какого-то недоброжелателя и обвинен B предательстве. Следователи настаивали, чтобы он признался B преступлениях против своей страны. Сознаваться было не B чем, И он протестовал против незаконного ареста, против грубого обращения. Ему нечего было скрывать. Но ему не верили. Измученный физически 14 морально, Борис Адильгиреевич дошел до той грани, когда глубокое безразличие ко всему, даже к собственной жизни, поглотило все его чувства 14 он подписал протокол следствия, a фактически — приговор себе. Он был осужден на 25 лет и сослан в Северный Казахстан, на медные рудники как «враг народа».

Все испытал 14 перенес этот человек, умница 14 талант: тюремную камеру, до отказа набитую арестантaми, унижения, голод и холод, a этап лагерной жизни художника длился целых шесть лет. И только B 1955 году пришла долгожданная свобода ‚ и он снова получил возможность работать. Он привез из ссылки множество идей 14 замыслов. Он работает, постоянно выставляется, многие его работы находятся в экспозициях музеев не только B Осетии, но и Москвы, других городов. «Урок танца», «Коста слушает сказителя», «Чермен», «Дзерасса», «Золотая свадьба», «Шем Шанаев», жанровые скульптуры, скифский 1114101... Мне особенно по душе его памятник Алишеру Навои, который стоит на центральной площади в городе Навои в Узбекистане. Фигура великого поэта и мыслителя полна такого благородства H красоты, взгляд излучает такую глубину и проницательность мысли, что невольно начинаешь думать о высочайшем и гордом человеческом смысле. И невольно сравниваешь творение с автором. Я вижу его именно таким, каким он показал Навои. Та же благородная сдержанность, мягкость, сгусток интеллекта, зримое воплощение ищущего умa, войн и мужества.

Их много — произведений, принесших признание, радостные минуты.

А в жизни... Она не была безоблачна, началась как бы вторая ссылка за глухой стеной недоговоренности. Вроде бы реабилитирован, не виновен, но его отказываются признать участником войны. Oн пишет в разные инстанции, ищет однополчан, пытается доказывать. Ему говорят: да, нет вины за тобой, и этим все кончается. Да и то ему мог помочь, если страна, ее законы отказывали своим попавшим в беду сыновьям! Был в плену — значит, предатель. Не важно, как и почему это случилось, - виноват, даже если тебя подобрали тяжело-раненного, без сознания, a ты взял да и выжил. Такова была система. Тяжело вспоминать об этом, Ho, как говориться, из песни слов не выкинешь, и хоть сумел завоевать своим творчеством право на голос, его не хотели услышать, зато слухи, противоречивые, время от времени возникали, что глубоко ранило художника. Не будешь же всем рассказывать о том, как жизнь твоя складывалась и что по твоей судьбе проехалось колесо беззакония, чиновничьего невежества и равнодушия! Порой, чувствуя бессилие, он поддавался отчаянию, им овладевала усталость. Он ощущал, как утекает время — тягуче, тяжело, но умел брать себя в руки, мб'йа, не жалуясь, не ослабляясь, И работать, продолжать искать справедливость. Она восторжествовала лишь в 1991 году после указа президента РФ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50—х годов». Ему вручили удостоверение участника Великой Отечественной войны. Если бы хоть немного раньше! Война, плен, ссылка, упорные попытки доказать правду дорогого стоили — здоровья, a под конец жизни — потери зрения.

Мой рассказ — лишь внешнее схема, канва, которая наметила основные вехи жизни Бориса Шанаева. Мне хотелось бы добавить к этому, что он был заботливым мужем и нежным отцом, преданным товарищем. Я думаю, его жизнь интересна и тем, что она — часть сложной истории нашей страны, и тем, что является поучительным примером нравственной стоимости человека.

Жизнь Бориса Шанаева завершилась, но интерес к нему не пропал, наоборот, утрата вдруг ярко высветила его творчество, и стало ясно, что созданное им — большого философского звучания, значит, ему суждена долгая жизнь. Вот только горький осадок невольно примешивается к этим мыслям. И сжигающие горло слезы...

Б. Толасава «Северная Осетия» 9 апреля 1999 год.

Каторга не сломила талант ваятеля
Обращение к заблудшим в дебрях язычества.

Борис Адильгиреевич Шанаев — выходец из семьи Шанаевых, первых интеллигентов — осетин Х1Х века, внесших весомый вклад в развитие осетинкой культуры.

Природа щедро наделила Б.А. Шанаева умением воспринимать красоту окружающего нас мира и создавать образы людей созидательного труда: певца, поэта, мыслителя И героя.

И, кто знает, сколько образов вылепили бы талантливые руки этого одаренного художника, хорошо познавшего истоки непреходящей красоты творений классиков скульптуры и поставившего перед собой задачу за отведенный ему срок жизни сделать многое для своего народа...

Но круги ада, выпавшие на его долю, растоптали его замыслы, отняли y него время, так необходимое для творчества.

В годы войны — фашистский плен — нечеловеческие страдания, a 3aTeM «родные» советские концентргщионные лагеря.

Но ни голод, ни холод, ни издевательства не сломили духовных сил И стремления к прекрасному в Борисе Адильгиреевиче Шанаеве.

Во тьме, в промерзших бараках, в казахстанской стуже и жаре его обессилившие, едва сгибавшиеся пальцы лепили, лепили и лепили все то, что могло выразить его душевное состояние, то, что могло поддержать его надежды на право жить, на свободу, на творчество...

25 каторжных лет не сломили в нем человека, и более всего не убили скульптера, не растоптали любви к прекрасному, к людям.

Борис Адильгиреевич, пройдя через жернова советских лагерей благодаря вере в животворную силу искусства, не потерял духовности и мастерства ваятеля.

Его работы: «Алишер Навои», «Сказитель», «Коста в херсонской ссылке», и другие — свидетельство его большого таланта как скульптора.

Пережитое давало о себе знать: в последние годы y Бориса Адильгиреевича стало сдавать сердце, зрение. Но то, что он не успел выразить как скульптор, он стал писать. Писать о пережитом, о культуре, o культурных ценностях разных эпох и народов, о духовности мнимой и настоящей.

Когда он совсем ослеп, то на помощь ему пришла супруга, надежная помощница — Елена Магометовна Шанаева — дочь известного осетинского сказителя — Магомета Наскидаева.

Борис Адильгиреевич Шанаев — плоть от плоти сын своего народа и его воспоминание о пережитом и думы духовной культуре осетинского народа, его скульптурное творчество, являясь достоянием народа, должны быть ему известны.

«Газета Отчизна» № 1 2000 год
В. Баскаев.